Для проведения совместных выставок в декабре 1873г. образуется ”Societe anonym et Cooperative d'Artistes-Peintres, -Sculpteurs,-Graveurs,etc” (Анонимное и кооперативное общество художников- живописцев, скульпторов, граверов), в которое вошло ядро будущих импрессионистов. На этом вернисаже было выставлено более ста пятидесяти работ, но только 42 из них принадлежали тем, кого в последствии назвали импрессионистами. Сейчас их имена знает весь мир. Это были Клод Моне , Огюст Ренуар, Камилл Писсаро, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Поль Сезанн, Берта Моризо. Нельзя сказать, чтобы выставка пользовалась успехом у публики: в первый день на выставке было всего 175, а в последний – 54 зрителя, да и то большая часть их заглядывала туда ради развлечения. Но именно на этой выставке в 1874г. группа живописцев получила название, ставшее с тех пор определением всего направления в целом. “Выставка импрессионистов” – так назвал свою заметку в сатирическом журнале Шаривари критик и пейзажист Луи Леруа, отталкиваясь от названия представленной на выставке картины Моне L'impression. Soleil levant(Впечатление. Восход солнца).”Впечатление! Так я и знал! Я только что сказал себе: раз я нахожусь под впечатлением, тут непременно должно быть Впечатление. И какая свобода! Какое воздушное мастерство! В набросках рисунка для комнатных обоев и то больше законченности, чем в этом морском пейзаже!”

Во Впечатлении Моне свободной и лёгкой кистью нежными тонами передал своё впечатление, полученное утро в гавани Гавра, и несколькими смелыми мазками наложил оранжевые рефлексы солнца на многократно преломленные серые тона. Однако очертания матч и труб, потонувших в тумане, образуют графическую структуру, композицию из вертикалей и диагоналей, которые членят и оживляют плоскость.

Свободный мазок, эскизность, благодаря которым так непосредственно передано воспринятое мгновение, в глазах публики, предстаёт как живопись, скандально грубая и сырая.

Первоначально воспринимаемое как кличка, как насмешливое прозвище название группы скоро становится общепринятым, и уже через несколько дней после статьи в Шаривари благонамеренный критик пишет о молодых живописцах “ Если нужно одним словом охарактеризовать их намерения ,то следует создать новое понятие – импрессионисты. Они импрессионисты в смысле, что они передают не пейзаж, но вызванное им впечатление”.

Сегодня импрессионизм предстаёт перед нами не как революционный перелом или достижение одного-единственного художника, но как дальнейшее развитие идей, живописной техники и наблюдений, которые неоднократно возникали на протяжении первой половины 19 века, но тем не менее с неведомым до этого радикализмом были сформулированы Моне и его друзьями. Impression означает при этом мгновенный взгляд на пейзаж, на воспринимаемый мотив. При таком подходе глаз не воспринимает богатства деталей. Только при длительном рассматривании, например, дома или толпы прохожих глаз начинает воспринимать отдельные архитектурные украшения, окна, модную шляпку или полное достоинство лицо – но тогда мозг, удерживая эти детали и обладая большим, чем глаз, знанием, стирает первое впечатление и на его место помещает опыт, условности или фантазию. Ради передачи этого первого впечатления, свежести восприятия, отбросив все суждения о категориях живописи и предвзятые традиционные взгляд, и создавали свое искусство импрессионисты, в первую очередь Моне: он смотрел открытым взором, видел красочные массы, поверхности, воздух во взаимодействии со светом и закрепил это впечатление на полотне.

 

Литература: Кристоф Хейнрих, "Клод Моне", Арт - Родник, 2001
Hosted by uCoz