Клод Моне

(1840 - 1926)

Поле маков в Аржантёе

Белые кувшинки,вода,облака

Прогулка.Дама с зонтиком.

Впечатление.Восход солнца

Кувшинки

Белые кувшинки

Маннепорт близ Этрета

Речное ателье

Железнодорожный мост.Аржантёе

Японский мостик

Клод Моне – художник ясного дня, живописец неба, снега, отраженных в воде облаков, он первый живописец, который писал белым цветом монохромные картины. До самой старости, до поздних изображений пруда с белыми кувшинками он примешивал эту белую краску к чистым тонам, тем самым, изгоняя из своей живописи глухой тон сумеречного интерьера, который ещё царит в этой ранней картине. Моне – живописец света.

Клод Моне родился в Париже 14 ноября 1840 года. Когда будущему художнику исполнилось 5 лет, его семья переехала в портовой город Гавр на побережье Нормандии, где и прошли детство и ранняя юность Моне. Его отец, Адольф, работал у своего зятя, который вёл оптовую торговлю бакалейными товарами.
В школе Моне весьма посредственно успевал по всем предметам, за исключением одного – рисования, где Клод проявил врожденный талант художника, и в первую очередь, как карикатурист. В 15 лет он уже продавал свои карикатуры, даже приобрел некоторую известность в местном масштабе.
1859 – 1860 годы Моне проводит в Париже, где изучает искусство. Осенью 1862 года Моне возвращается в Париж и становится учеником Шарля Глейра, известного в то время живописца. Уроки в мастерской Глейра не много дали Моне, но здесь он познакомился с молодыми художниками, некоторые из них стали не только его друзьями, но и вошли в группу импрессионистов.
Вся история французского импрессионизма – от его зарождения до расцвета и постепенного угасания – укладывается в долгую творческую биографию Моне. Рыцарская преданность этому художественному направлению, верность именно импрессионистическому восприятию мира ставят художника особняком, даже среди его собратьев. Ради передачи первого впечатления, свежести восприятия, отбросив все суждения о категориях живописи и предвзятые традиционные взгляды, и создавали свое искусства импрессионисты, в первую очередь Моне: он смотрел открытым взором, видел красочные массы, поверхности, воздух во взаимодействии со светом и закрепил это впечатление на полотне.”Это был только глаз, но зато какой глаз ”,- эти слова, которыми охарактеризовал своего коллегу Поль Сезанн, приводят всегда, чтобы выделить главное устремление Моне. Передать эту мгновенность, l ' lnstantaneite , как его позднее назвали, стало задачей всей его жизни. Но она же постоянно порождала у него сомнения, поскольку в самом желании остановить беглое и мимолетное заключено почти непреодолимое противоречие.
В 1874 году на Парижском бульваре Капуцинов проходит первая групповая выставка членов “ анонимного общества”. Название представленной там картины Моне Impession . Soleil levant было подхвачено критиком Леруа, написавшим злобную статью Выставка импрессионистов, где издевался над художниками, которые не пишут законченных картин, но всего лишь впечатления. Но именно на этой выставке группа живописцев получила название, ставшее с тех пор определением всего направления в целом.
Иногда Моне представлял себе, что он родился слепым, а потом вдруг в один миг прозрел и смог видеть и писать, ничего не зная о том, что именно предстало его взору. Поэтому первый свежий взгляд на мотив он считал самым верным, самым правдивым, менее всего искаженным суждениями и представлениями. Интерес к этому чистому взгляду заставлял Моне исследовать особенности воздействия атмосферы на пейзаж и предметы. Мотив – не то, что он есть сам по себе, но то, что происходит с ним под воздействием света. Следуя этому наблюдению Моне и раньше передавал на полотне совершенно различные виды и состояния пейзажного мотива. Так, мосты в Аржантёе он изображал в яркие солнечные дни и в дождливую погоду, показывал их общий вид или, укрупнено, отдельные части. В серии Белые кувшинки ( нимфеи) он оставался верным этому принципу и в конце своей жизни. В конце долгой жизни живописцем была создана картина огромной силы, говорящая о непрерывной, непобедимой любви к жизни.
В 1908 году у Моне появились признаки ослабления зрения, и позднее окулист диагностировал двухстороннюю серую катаракту. После долгих сомнений Моне решился на 2 операции, которые вернули ему зрение.
Моне не был религиозен, он мыслил полностью позитивистски. Он был материалистом света иначе бы интерпретаторы давно цитировали Дантов Ад перед последней из картин, которую написал Моне, а “Японский мостик” поместили бы в чистилище. Поэтому в конце его жизни стоит не холодная вода, в которой он всю свою жизнь чувствовал себя привязанным и в которой хотел быть похороненным, но огонь: пруд охвачен пламенем. Художник, который помог освободить искусство от окаменевшего эклектизма, академии и учил публику видеть новыми глазами, этот Прометей, зажёгший огонь современного искусства из искры пленэрной живописи, словно бы хотел в последних работах сам совершить этот переход к современности. Сила, которую Моне пронес сквозь свою жизнь и искусство, вспыхнула во взметнувшемся пламени его последнего полотна и внезапно погасла. Моне умер 6 декабря в 1926 году в возрасте 86 лет.

Литература:

  1. Кристоф Хейнрих, "Клод Моне", Арт - Родник, 2001
  2. "Художественная галерея", №1, Agostini UK Ltd., Griffin House, 161 Hammersmith Road, London, W6 8SD, UK, 2004
  3. Ионина Н.А., "Сто великих картин", Москва, "Вече", 2001

 

Hosted by uCoz