Огюст Ренуар

(1841 - 1912)

Зонтики

Альфред Сислей и его жена

Деревенский танец

Лягушатник

Портрет Жанны Самари

Играющий Клод Ренуар

Среди знаменитых художников мира встречаются имена, упоминания которых сразу вызывает душевную радость. ”Есть художники, - пишет М.Лебедянский, - которых многие знают, их творчеству посвящены монографии, книги, научные статьи. А есть художники, которых просто любят. О них тоже пишут, но предпочитают издавать репродукции их произведений, чтобы без сложных комментариев и специальных пояснений читатели и зрители сами могли любоваться их работами”. В число таких художников принадлежит и “ живописец радости” – Огюст Ренуар.

Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе, в городе, расположенном на юге центральной Франции, и славящемся своим фарфором. Ренуар был 6 ребёнком небогатого портного по имени Леонар и его жены, Маргериты. Всего у родителей Ренуара родилось семеро детей, двое из которых умерли в младенчестве. В 1844 году Ренуары переезжают в Париж, и здесь маленький Огюст поступает в церковный хор при большом соборе Сен-Эсташ. У него оказался такой замечательный голос, что регент хора пытался убедить родителей мальчика отдать его учиться музыке. Однако помимо этого у Огюста появился дар художника, и, когда ему исполнилось 13 лет, он начал помогать семье, устроившись к мастеру, у которого научился расписывать фарфоровые тарелки и другую посуду. По вечерам Огюст посещал школу живописи.

Человечность искусства Огюста Ренуара осталось запечатлённой в солнечных красках, в соблазнительном обаянии юных парижанок, в жемчужной теплоте обнажённого женского тела. Создавая свой идеал женской красоты, О.Ренуар искал его черты не в утонченных дамах из аристократического общества, он предпочитал им горничных, модисток и кухарок. Для него современник ( а точнее, современница) всегда были увлекательной сферой художественного впечатления, но в этих, казалось бы, мимолётных впечатлениях он увидел праздник быстротекущей жизни.

В 1861 году Ренуар становится учеником художника Шарля Глейра, в студии которого знакомится с Базилем, Моне и Сислеем. А уже в 1862 году он сдаёт вступительные экзамены в Школу изящных искусств.

Импрессионистический период начинается у Ренуара приблизительно с 1875 года, когда он писал сцену из жизни парижских предместий, ресторанов и общественных баров. Хотя художник в разработке света и красок решал те же задачи, что и К.Моне и Э. Мане, он очень отличается от этих идеологов импрессионизма. О.Ренуар писал танцующих модисток и завтракающих лодочников вовсе не для того, чтобы “изображать современную жизнь”, как декларировала литература того времени. О.Ренуар писал то, что ему было близко, не испытывая никакой склонности к историческим и мифологическим сюжетам.

Художник не писал действительность, какая она есть на самом деле, а черпал из нее только то, что было ему нужно. Сам он говорил: ”У природы не научишься искусству. С природой каждый обращается как хочет и неизбежно приходит к самому себе. Я делаю то же.” Поэтому силой волшебной кисти О.Ренуара грошовые платья девушек из предместья и грубые куртки клерков на его картинах превращались в поистине феерические костюмы.

На Третьей выставке импрессионистов О.Ренуар показал 22 свои работы, среди которых был и его шедевр 1870-х годов – этюд к большому портрету французской актрисы Жанны Самари.

Этюд к портрету был создан в те счастливые минуты, когда вдохновленный моделью художник, не ограниченный необходимостью угождать вкусам заказчика, работал в полном согласии с собой. Он любил рисовать детей и женщин, в них острее чувствовал цветение красоты и молодости жизни. Сам портрет был создан 1878 году.

Уже с самых первых своих работ Ренуар отказался от рабской привязанности к рисунку, никогда не делал строго замкнутого контура, чтобы потом заполнить его красками. Он всегда рисовал только кистью, выделяя форму в процессе работы, как скульптор.

Французский художник Огюст Ренуар умер в декабре 1912 года в небольшом доме, расположенном на склоне горы Колетт. Его скованное параличом и подагрой тело было неспособно удерживать жизнь, жестокий ревматизм превратил его руки в нечто подобное крючьям или птичьим лапам. Но и в последнем проблеск сознания, в своих последних желаниях этот человек оставался верен себе: он просил карандаш, чтобы набросать вазу, потому что, всю жизнь, создавая прекрасное, хотел создавать его и в свои последние минуты.

Литература:

  1. "Художественная галерея", №3, Agostini UK Ltd., Griffin House, 161 Hammersmith Road, London, W6 8SD, UK, 2004
  2. Ионина Н.А., "Сто великих картин", Москва, "Вече", 2001

 

Hosted by uCoz