Поль Сезанн

(1839 - 1906)

Портрер Ортанс, жены художника

Пьеро и Арлекин

Берега Марны

Поль Сезанн. Изгиб лесной дороги

Зелёные яблоки

Портрет Виктора Шоке

Игроки в карты

Игроки в карты

Арлекин

Натюрморт с чернильницей

Бухта Эстак

В его натюрмортах композиция и само пространство как бы наклоняются, выгибаясь из глубины картины к нам. Кажется, еще мгновение, и расположенные на наклонной плоскости стола предметы соскользнут вниз, тяжело обрушатся туда, где находимся мы, и тогда выйдут из равновесия силы их внутреннего сцепления, сокрушатся от удара сдерживавшие их напор плоскости, и первозданная энергия материи будет освобождена.

19 января в Экс-ан-Провансе родился Поль Сезанн. Его отец, торговец шляпами, ставший в 1847 банкиром, сочетался с браком его матери лишь в 1844, когда мальчик пошёл уже в муниципальную школу рисования. Пятнадцать лет, посвященных учёбе, завершились получением диплома бакалавра. Среди друзей юности – Эмиль Золя, оба они увлекаются поэзией. С 1856 посещает Муниципальную школу рисования при Музее в Эксе.
Ранний период творчества П. Сезанна принято условно называть романтическим или барочным. В эти годы художник получает первые уроки живописи сначала у Ж.Жибера в Школе изящных искусств при музее своего родного города Экса, а затем самостоятельно работает в Париже, где посещает академию Сюиса. В кафе Гербуа встречается со своими сверстниками: К.Моне , К.Писсарро , О.Ренуаром , А.Гийоменом . Живопись П.Сезанна тех лет резко отличается от всего того, чем занимались его единомышленники. Так, в отличие от К.Моне, интерес которого был полностью сосредоточен на непосредственном зрительном восприятии природы, П.Сезанн создает свой фантастический мир и пытается выразить в нем всю гамму человеческих страстей.


Живя с постоянным ощущением сложности окружающего мира, П.Сезанн не мог оставаться в рамках простой созерцательности и правдивого отображения увиденного. Он всегда стремился акцентировать внимание зрителя на том, что для него было главным в картине. С этой целью он деформировал фигуры, создавал композиции с неустойчивым равновесием, использовал насыщенные темные краски, положенные большими массами. К концу 1860-х гг. живописная манера П.Сезанна меняется в сторону большей сдержанности и строгости композиции ("Девушка у пианино", или "Увертюра к "Тангейзеру").


Для импрессионистического периода (1872-1879) характерны приближенная к реальной жизни интерпретация образов, тонкая передача световоздушной среды и более светлая цветовая гамма . Основным жанром для Сезанна становится пейзаж , а единственным объектом наблюдения - природа. В 1872-1873 гг. он работает в Овере, затем в Понтуазе, где сближается с К.Писсарро. Очень часто художники работают над одним и тем же мотивом, используя при этом разные выразительные средства ("Дорога в Понтуазе"). В Овере Сезанн начинает писать натюрморты с цветами, что помогает ему острее почувствовать окружающую его природу. Работая над натюрмортами, он вырабатывает свою неповторимую цветовую гамму: сочетание сизо-голубого и оранжево-желтого тонов ("Букет цветов в вазе").

Вершина его мастерства приходится на 1879-1888 годы, так называемый конструктивный период творчества П.Сезанна, и отличается гармоничным сочетанием массивных форм и строгой композиции ("Фрукты"). Изображению нестойких мимолетных явлений природы, что с таким мастерством делали импрессионисты, препятствовала материально-конструктивная основа восприятия мира, свойственная П.Сезанну. Поэтому в этот период, когда он в совершенстве овладел передачей световоздушной среды, художник усиливает структурно-предметные элементы своих композиций ("Пьеро и Арлекин").


В синтетический период (1888-1899) П.Сезанн создает цельный, устойчиво-подвижный образ природы. Гибкие и пластичные мазки мастера одновременно создают форму и намечают пространство, они словно цепляются друг за друга, формируя единую, неразрывную структуру полотна. Человеческие фигуры не противостоят пейзажному фону, они так же, как окружающая их растительность, пронизаны светом и воздухом ("Купальщики"). Художник очень часто обращается к теме купания, воплощая в ней свой идеал свободного человека, живущего в гармонии с природой. С воспоминаниями о счастливой юности связан у П.Сезанна образ высокой сосны, отбрасывающей благодатную тень. Перенося этот образ на холст, художник стремился решить проблему слияния предмета с окружающим его пространством и выразить ощущение меняющегося и в то же время вечно существующего мира природы. Этот интерес к соотношению изменяющегося и постоянного наиболее ярко отразился в его поздних натюрмортах.

На протяжении большей части своей жизни Сезанн оставался одиночкой, которого сводила с ума одна мысль, что кто-то может на него одеть оковы. Ницше же утверждает: “Среди пустыни дух становится львом… Он хочет обрести свободу”. Применительно к канонам классической живописи, а также к правилам, исповедываемым импрессионистами, Сезанн завоевал себе “свободу льва”. Он не боялся, если это было ему необходимо, затемнить свою палитру, отступая от требований импрессионизма, не останавливался перед тем, чтобы отказаться от пространства классической живописи, стремившейся изображать трёхмерные скульптурные формы, и заменить их барельефом. Он не страшился в определённых случаях отказываться и от перспективы, бывшей краеугольным камнем классической живописи. Столь же беззаботно, как к принципам перспективы, относился художник к законам анатомии. “Младенец, - пишет Ницше, - это сама невинность и забвение, новое начало, первая встреча, святое да”. Для художника важно не то, что он знает, прежде чем видит, а то, что он узнаёт, когда увидит. Сезанн хочет явиться на сцену жизни абсолютно чистым, невинным и наивным. Сезанн верил своим ощущениям и точно воспроизводил их всеми имевшимися в его распоряжении техническими средствами передачи цвета и объёма.

Литература:

  1. Ивон Тайандье, "Сезанн", изд.“Слово”1995
  2. Воллар А., "Сезанн", Пер. с франц. Л., 1934.
  3. Перрюшо А.,"Сезанн" Пер. с франц. М., 1965.

 

Hosted by uCoz